Март на оккупированных территориях юга Украины прошел под эгидой псевдоперевыборов российского президента. Фейков и вранья было произведено столько, что рассматривать их можно месяцами. Кроме голосования, россияне традиционно врали о «счастливой жизни» и восстановлении подконтрольных им территорий Украины, в частности, развития дорожного строительства и медицины. А еще украинцам запретили приближаться на расстояние 5 километров к государственной границе. Не слыхали об этом? Сейчас разберем эту ложь россиян вместе.
Тысячи несуществующих избирателей
Конечно, именно проведение выборов президента России на оккупированных территориях Херсонской и Запорожской областей — огромный фейк, ведь легитимность голосования здесь не признает ни одно цивилизованное государство. Так что нет смысла подробно анализировать это «шапито с медведями и балалайками». Остановимся только на одном интересном факте, ведь, по словам россиян, на левобережье Херсонщины проголосовало больше людей, чем там проживает.
По данным местных коллаборантов, явка на псевдовыборах в области перевалила за 84%. Марина Захарова, глава так называемого избиркома оккупированного региона, накануне заявила, что на левобережье Херсонщины насчитывается 470 тысяч избирателей. Неизвестно, откуда эта цифра взялась, ведь списки голосователей за 2 года оккупации россияне так и не создали, но примем ее как константу. То есть в общей сложности на участке здесь, по информации Захаровой, появилось около 400 тысяч херсонцев.
Это противоречит подсчету общей численности населения, которую сами же россияне приводили в прошлом. По словам Аллы Бархатновой, так называемой «министерки социальной политики» оккупированной части региона, по состоянию на апрель 2023 здесь проживало в общей сложности около 300 тысяч человек. Тенденции к массовому возвращению людей в подконтрольные россиянам громады области с тех пор мы не наблюдали. То есть на фейковых выборах проголосовало больше людей, чем на левобережье, по данным самих же россиян, проживает. Отметим, что, по информации украинских властей, на левобережье области сейчас остается от 150 до 200 тысяч человек.
Космические дороги
Еще немного о цифрах, с которыми у окупантов, как оказалось, большие проблемы. К примеру, они обещают отремонтировать в 2024 году 48 740 километров автомобильных дорог на Херсонщине. Россияне ставят перед собой довольно амбициозную задачу, учитывая, что общая протяженность дорог в области (вместе с правобережьем) составляет 5023 километра. К тому же, рекордные ремонты планируются не по всей оккупированной территории Херсонщины, а только в 11 населенных пунктах.
Одновременно 48 тысяч километров обещанных дорог смогли бы с избытком «окольцевать» Земной шар, окружность которого составляет чуть более 40 тысяч километров. Ну и вдобавок: по словам так называемого «губернатора» Херсонщины Владимира Сальдо, за 2023 год оккупанты починили 300 километров автодорог в области. То есть в этом году, россияне обещают отремонтировать в 160 (!) раз больше дорог, чем в 2023. В среднем они должны укладывать по 133 километра дорожного покрытия каждый день… С интересом будем наблюдать.
Жалобы из несуществующих сел
По словам российских пропагандистов, в марте население правобережья Херсонщины продолжало жаловаться на украинские власти. Гауляйтер левобережья области Владимир Сальдо выдал на эту тему очередную ложь. По его словам, некоторые села правобережья Днепра покинуты украинскими властями и остались без поставок продуктов и топлива. Люди здесь якобы ждут возвращения окупантов и мечтают жить в России.
“Наши источники с той стороны сообщают, что жители сел Новокаиры, Качкаровка и Республиканец оккупированного Бериславского района уже много месяцев живут без света, связи, подвоза продовольствия и топлива. Оккупационные власти на людей наплевали — жалобы крестьян игнорируются”, – отметил Сальдо.
На самом же деле села Республиканец больше не существует. Здесь не осталось ни одного уцелевшего дома, ведь все они были разрушены российской артиллерией и авиабомбами. Последний житель покинул этот населенный пункт еще в 2023 году, поэтому кто из местных мог пожаловаться Сальдо – непонятно. В Новокаирах и Качкаровке ситуация похожая. Здесь осталось всего несколько семей. Доставка гуманитарной помощи затруднена из-за постоянных обстрелов российских войск, однако по возможности в села ее завозят. Большинство крестьян отсюда переехали в населенные пункты своей же громады, которые находятся дальше от Днепра, а значит – и от российских позиций. Электричества в указанных населенных пунктах нет не «длинные месяцы», а уже полтора года, ведь российские оккупанты, убегая с правого берега Днепра, взорвали здесь все трансформаторные подстанции. Ремонт сети на сегодняшний день невозможен – россияне обстреливают бригады электриков, как только они появляются поблизости. Так что гауляйтеру Сальдо с претензиями нужно обращаться не к украинской власти, а к своим хозяевам из мокшанских болот.
«Кордоны на засов» и ограничительные браслеты пропаганды
Пропагандистские паблики «запретили» мужчинам, гражданам Украины, приближаться к границе ближе чем на пять километров. Такую интерпретацию украинских новостей опубликовал пророссийский ресурс «Запорожский вестник».
«Гражданам Украины в возрасте от 18 до 60 лет, которые могут быть мобилизованы для участия в войне, запрещено приближаться к границе с Румынией и Республикой Молдова ближе, чем на пять километров», — пишут пропагандисты, якобы ссылаясь на приказ главы Государственной пограничной службы. в Черновицкой области.
Откровенную ложь пропагандисты слепили на основе приказа Министерства внутренних дел от 29 января 2024 №49, обнародованного Государственной пограничной службой в начале марта, который утверждает форму решения о предоставлении разрешения на въезд в пограничную полосу шириной 5 километров от линии границы. Особый режим посещения этой местности был утвержден еще в декабре 2023 года. Он предусматривает получение разрешения всеми гражданами на въезд, пребывание и проведение работ в пределах пограничной полосы у соответствующего органа Государственной пограничной службы Украины. Разрешение физическим лицам младше 18 лет предоставляется по обращению одного из родителей (усыновителей), опекунов, попечителей или другого законного представителя.
Следующую «информацию» об ограничениях российские пропагандисты просто сфальсифицировали и сообщили о том, что «областной военкомат Черновицкой области закупил электронные браслеты для контроля за перемещением людей» и проиллюстрировали скриншотом по несуществующей закупке.
Ненастоящие здесь абсолютно все элементы: закупщиком назван «Областной ЦК Черновицкой области» — «ЦК» прекратили существовать вместе с компартией; кода ЕГРПОУ, указанного в закупке, не существует; да и собственно «электронные браслеты» называются «системы электронного контроля» и закупает их МВД.
«Бесплатная» и «качественная» медицина
Оккупанты через пропагандистов уже третий год пытаются заверить жителей захваченных территорий, что жизнь улучшилась. Во время выборов президента РФ, которые были незаконно организованы и ВТО, вражеские паблики разгоняли целый сюжет на тему «Бесплатная и качественная: именно такой стала медицина в Запорожской области», особенно подчеркивая, что произошло это «по поручению президента».
Кроме того, это часть предвыборной пропаганды Путина, это еще и откровенная ложь.
Пропагандисты пишут: “медицинское обслуживание стало доступным и безвозмездным, <…> открыто и отремонтировано несколько современных поликлиник и больниц. Заведения оснастили современным медицинским оборудованием. Это позволяет жителям региона получать качественную медицинскую помощь на самом высоком уровне и без лишних затрат”.
Какова ситуация с медициной, ЦЖР постоянно сообщают жители оккупированных территорий:
“Чтобы попасть к хирургу, нужно с 7 утра выстоять очередь за талончиком, а затем еще одну очередь – к врачу. При этом мимо тебя без очереди будут проходить «асвободители», а люди, перенесшие операцию, вынуждены стоять у стенки», — рассказывает житель Пологовского района. Операцию, после которой ему требовалась консультация хирурга, мужчина делал в Симферополе, заплатил за нее и неделю реабилитации 180 тысяч рублей.
Только в Крыму можно провести сложные медицинские исследования, например компьютерную томографию с контрастом.
На оккупированной Запорожской области нет ни одного работающего аппарата КТ. В Васильевке вышел из строя; в Мелитополе стоит неработающий – то ли специалистов нет, то ли подключить не могут. Поэтому я была вынуждена ехать в Симферополь”, – рассказывает жительница Бердянска. Женщина сообщила, что стоимость исследования составляет 13 тысяч рублей. А если прибавить стоимость дороги и других анализов, то получается до 30 тысяч.
При этом полис страхования, выданный на ВОТ Запорожской области, в Крыму не действует. То есть бесплатного лечения на ОТ не существует. И ситуация с медициной критична уже давно. О проблемах с доступом жителей оккупированных территорий к медобслуживанию ЦЖР писал в январе 2024 года в материале «Без права доступа: как выживают жители оккупированной Запорожской области, которым нужна медицинская помощь».