После уничтожения российскими кафирами Каховской ГЭС и Каховского водохранилища они столкнулись с отсутствием воды для орошения на левобережной части Херсонщины. Чтобы заполнить русло пересохшего Каховского магистрального канала, они рассматривали вариант бурения новых скважин вдоль него и рытье канала из Днепра и Конки. Между тем из-за несостоятельности решения вопроса с водоснабжением на захваченном магканале сменилось уже немало оккупационных так называемых «начальников».
Об этом сообщает «Центр журналистских расследований».
Для заполнения пересохшего русла Каховского магистрального канала российские оккупанты всерьез рассматривали варианты бурения новых скважин вдоль его русла по аналогу Северо-Крымского канала, а также путем прорытия канала из Днепра и Конки и строительства аванкамеры – искусственного бассейна перед водозаборным сооружением, в котором оседает ил.
«Действительно, в Крыму предполагалось заполнение Северо-Крымского канала водой из скважин, но там оно было существенно меньше в своих размерах и речь шла не обо всем его русле, а о небольших водоотводах. Для заполнения Каховского магистрального канала этот вариант никак не подходит. Также оккупанты рассматривали вариант строительства аванкамеры и прорытие канала из правобережной части Херсонщины, где сейчас течет Днепр для заполнения русла магканала. В этом случае им пришлось бы рыть канал к основному руслу Днепра протяженностью 3,5 км. Однако представители российского «Уралгидромаша», которых привлекали к обсуждению этих проектов, заявили, что все это утопия и что без восстановления Каховского водохранилища воды в магистральном канале не будет», — рассказали ЦЖР сотрудники канала.
По их словам, магистральный канал проектировался с учетом отбора большого количества воды из Каховского водохранилища во время весенних паводков. В течение дня главная насосная станция (далее – ГНС) канала в среднем перекачивала от 3 до 5 млн кубов воды, что позволяло поддерживать на должном уровне подземный водоносный горизонт. Именно поэтому после уничтожения Каховского водохранилища большинство скважин в его прибрежной части осталось без воды.
«После уничтожения Каховского водохранилища оккупанты столкнулись с огромной проблемой с нехваткой воды для орошения. Решить ее они оказались неспособными. Перед каждым назначенным россиянами начальником управления Главного Каховского магистрального канала (далее – УГКМК) они ставили задачу возобновить работу канала. В результате здесь сменилось уже немало таких «начальников», – сказали сотрудники канала.
Как сообщалось, летом 2023 года оккупанты засветили в своих пабликах нового «начальника» УГКМК Николая Кондратьева. Но управлять ему фактически было нечем: все деньги, выделяемые россиянами, просто разворовывались, повсюду вырезали всю медь и сдавали ее на металлолом. После Кондратьева на канале появились новые «руковдители».
Между тем, один из предыдущих «начальников» УГКМК Александр Оселедец, эксначальник отдела водных ресурсов канала имел не очень приятное общение с представителями российской ФСБ. Его оккупанты обвиняли в хищении транспорта, оборудования и другого имущества УГКМК, а также в невыполнении обещаний возобновить работу канала уже в этом году.
В 2023 году российские захватчики полностью разграбили и превратили в огромную свалку двухэтажное здание инженерно-диспетчерского корпуса управления системой водораспределения УГКМК.
Из-за постоянных российских обстрелов в конце ноября 2022 года была повреждена герметизация ГНС УГКМК, после чего началось ее затопление. Тогда же оккупанты намеренно повредили шкафы управления и разворовали имущество УГКМК вместе с запасным дизель-генератором. После остановки ГНС вода в русло Каховского магистрального канала не подается, а само оно начало пересыхать. Окончательный же крест в вопросе возобновления работы канала поставило уничтожение Каховского водохранилища в результате подрыва россиянами Каховской ГЭС 6 июня 2023 года.