Корреспонденты «IPC-Південь» пообщались с начальником Департамента гражданской защиты Херсонской ОВА Павлом Козыревым о текущем состоянии укрытий и бомбоубежищ на правобережье области, о закупках на ремонт укрытий, а также о ситуации с разминированием освобожденных территорий Херсонщины.
«IPC-Південь»: Какая ситуация сейчас в области с укрытиями? Сколько их есть, каких у них видов и если это не секретная информация – где они расположены?
Павел Козырев: В Херсонской области в целом учитывается 513 как хранилищ, так и простейших укрытий. Пока у нас 47 укрытий находятся в зоне боевых действий, там невозможно выполнить ремонтные работы. 98 разрушены или затоплены, или повреждены внасоедок обстрелов. Но в Херсонефе остается 330 укрытий, которые пригодны к использованию, и в них пока полным ходом выполняются ремонтные работы. Сейчас проведен ремонт в 67 укрытиях, в 42 еще продолжаются восстановительные процессы. До конца года мы планируем завершить ремонт в 113 хранилищах и простейших укрытиях.
«IPC-Південь»: Это мы сейчас говорим о Херсоне или области?
Павел Козырев: Это Херсон и область.
«IPC-Південь»: В Херсоне есть бетонные мобильные укрытия, которые находятся на остановках общественного транспорта, есть временные укрытия, которые находятся в подвалах. Если мы берем область: какие укрытия, какая их специфика? Или они такие же, как и в Херсоне, или отличаются?
Павел Козырев: Да, в области мы также устанавливаем мобильные постройки. Уже установлено более 50 таких конструкций по области. Это и в Нововоронцовском, и в Бериславском, и в Тягинском районах, то есть это общины, которые чаще всего попадают под обстрелы. В Херсонском районе уже установлено более 170 укрытий разного типа и на разное количество людей.
«IPC-Південь»: В области устанавливаются только бетонные укрытия? Делаются ли ремонты во временных укрытиях?
Павел Козырев: В области также производятся ремонты и в простейших укрытиях, и в хранилищах.
«IPC-Південь»: Что с системой оповещения? Мы знаем, что в Херсоне система оповещения сейчас работает. Как с этим обстоит ситуация в области? В каких районах области система оповещения есть, в каких планах ее запустить?
Павел Козырев: Департаментом гражданской защиты было закуплено 50 систем оповещения. Сейчас 26 передано в Херсонский район, 24 – в Бериславский район. Все общины уже разработали проекты по установке систем оповещения, но еще есть потребность в дополнительных системах. Изучаем, за какие средства мы можем их приобрести. Вместе с этим есть дополнительная потребность в установке еще 64 систем оповещения в Херсонском районе и около 30 в Бериславском.
«IPC-Південь»: В каких общинах уже есть системы оповещения?
Павел Козырев: Мы уже передали системы оповещения Музыковской, Чернобаевской, Бериславской общин, а также в Дарьевской общине сейчас ведутся монтажные работы, поэтому скоро жители и этой общины смогут услышать сигналы оповещения.
«IPC-Південь»: Разминирование области. Какие общины сейчас больше всего страдают от заминированных территорий? Какой процент области уже разминирован? И какой процент остается, к сожалению, опасным для жителей?
Павел Козырев: Сейчас в Херсонской области задействовано около 160 групп по разминированию общим количеством до 850 человек. Больше всего страдают те области, которые были на линии разграничения, в которых проходили активные боевые действия. Это и Высокополье, и Великоалександровское общество. В настоящее время разминировано около 20% правобережья Херсонщины, это составляет около 140 тысяч гектаров, из которых 120 тысяч гектаров – это земли сельскохозяйственного назначения. Эти цифры не стоят на месте, каждый день саперы прилагают много усилий и приближают Херсонщину к полной очистке территорий.
«IPC-Південь»: Скажите, пожалуйста, какие общины правобережья сейчас больше всего страдают от обстрелов и где сейчас наиболее опасно находиться?
Павел Козырев: Это Нововоронцовская, Тягинская, Станиславская, Дарьевская, Бериславская, Белозерская общины. Вообще это те общины, которые находятся ближе к реке Днепр, они чаще всего подвергаются обстрелам.
«IPC-Південь»: Там остались люди? Какова динамика населения? Возвращаются ли жители в эти общины или все же желают уехать?
Павел Козырев: Сначала было время, когда значительный процент людей возвращались. Затем, когда интенсивность вражеских обстрелов начала расти, люди были вынуждены уезжать и снова покидать свои дома.
«IPC-Південь»: Возвращаясь к теме укрытий. Наши коллеги спрашивали, сколько средств было потрачено на укрытие и сколько было закуплено, например, бетонных модульных укрытий?
Павел Козырев: Херсонской областной военной администрацией за это время было закуплено и уже смонтировано 30 укрытий. Средняя цена такого укрытия составляет около 370 тысяч гривен. В эту цену входит также доставка и монтаж.
«IPC-Південь»: 30 укрытий – это сейчас достаточно? Территория большая, а три десятка – не такое большое количество.
Павел Козырев: Нет, это только областная военная администрация была закуплена и смонтирована. Пока до конца года мы планируем закупить еще 20 укрытий, уже заключаются договоры, цена такая же, около 370 тысяч гривен за единицу.
«IPC-Південь»: Вы отмечаете, что областной военной администрацией были закуплены такие укрытия. А кроме ОВА еще местные администрации делают такие закупки?
Павел Козырев: Да, Херсонская городская военная администрация закупила уже более 170 единиц. И еще, насколько мне известно, они готовятся к новым закупкам. Также большую помощь оказывают благотворительные организации, Красный Крест, многие волонтерские организации.
«IPC-Південь»: Вы сказали, что в области также ремонтируются временные укрытия. У Prozorro нет закупок на такие ремонты. Кто их проводит, за чей счет?
Павел Козырев: У нас есть несколько укрытий, которые ремонтируются за счет субвенций. Также во многих общинах ремонты укрытий выполняются на средства волонтеров, благотворительных организаций, а также несколько общин пытаются отремонтировать свои хранилища за свой счет.
«IPC-Південь»: То есть эти закупки нужно искать не у Вас, а в тех громдах и организациях?
Павел Козырев: Да.
«IPC-Південь»: Коллеги также спрашивали по поводу средств: в начале года у Вас было проведено много масштабных закупок на аренду строительной техники. Одна из таких закупок была на 20 миллионов гривен, другие были по 7 миллионов гривен. Скажите, пожалуйста, что это за техника, для чего она использовалась, на что такие большие суммы были потрачены?
Павел Козырев: Эта техника используется для защиты критической инфраструктуры. Это и наполнение мешков песком, биг-беги, монтаж этих биг-бегов и т.д.
«IPC-Південь»: Скажите, а почему на Prozorro Вы не публикуете договоров по этим закупкам? У всех есть договоры, а у вас ни одного договора не смогли найти.
Павел Козырев: Все отчеты мы публикуем на Prozorro, они есть. В начале года у нас в департаменте не было бухгалтера, не было уполномоченного лица, поэтому, возможно, там и был сбой. Все отчеты публикуются на Prozorro, и к концу текущего года они все будут освещены.