Белогорка, или как села Херсонщины восстанавливаются из пепла

21 апреля 2024, 10:16

Розбомблений військами РФ будинок у селі Білогірка Бериславського району Херсонщини. Фото: "IPC-південь".

Село Белогорка на правобережье Херсонщины стало известно после того, как в результате боевых действий здесь было разрушено 98% жилых домов. Таких населенных пунктов в регионе около десяти, но, в отличие от других, белогорцы возвращаются в свои разбомбленные дома, чтобы отстроить их и вернуться к прежней, довоенной жизни.

Зруйновані будинки в Білогірці. Фото: “IPC-Південь”.

Этот населенный пункт знаковый для корреспондентов «IPC-Південь». Впервые мы побывали после освобождения правобережья Херсонщины в августе 2023 года. Мы сняли, как сюда вернулись первые семьи, как люди готовились зимовать в полуразрушенных домах, и теперь, дождавшись весны, – как они наконец-то начали получать государственные выплаты на восстановление жилья. Денег белогорцы ждали больше года, ведь у большинства были проблемы с оформлением надлежащих документов.

Сейчас в селе проживает десять семей, и это максимум с осени 2022 года, когда Белогорка чуть не превратилась в село-призрак. У местных сегодня есть несколько вариантов: остаться здесь, получив средства на восстановление своих домов, или выехать из села, приобретя жилье в другом населенном пункте за государственный счет.

Будинки в Білогірці, на місці яких мають розбити сад. Фото: “IPC-Південь”.

Большинство селян, дома которых были разрушены до основания, не вернутся в Белогорку. Они согласились обменять то, что осталось от их домов, на сертификаты для приобретения жилья на вторичном рынке. Сумма сертификата состоит из расчета 19 тысяч гривен за квадратный метр уничтоженного дома. Полученных средств достаточно, чтобы, например, купить двухкомнатную квартиру в окрестностях соседнего Кривого Рога.

В будущем Белогорка может превратиться в город-сад в прямом смысле. На местах заброшенных домов, хозяева которых получили по сертификатам жилье в других населенных пунктах, местное руководство планирует взорвать фруктовые деревья. Между тем Наталья Корниенко, председатель Великоалександровской общины, во время встречи с нашими корреспондентами рассказала, что Белогорка всегда славилась своими бахчею, и учитывая, что люди в село возвращаются, в этом году можно ожидать немалый урожай арбузов.

Пан Сергій поруч зі своїм понівеченим трактором. Фото: “IPC-Південь”.

Не все белогорцы разделяют такой оптимизм. Посевная сейчас в разгаре, однако в результате боевых действий была уничтожена большая часть сельхозтехники, на замену или ремонт которой у местных фермеров просто нет средств. Например, Сергей до полномасштабного вторжения обрабатывал до 200 гектаров земель. Сейчас от его автопарка остался лишь изуродованный трактор, нуждающийся в капитальном ремонте. Все средства, которые его семья могла бы потратить на восстановление жилья, Сергей вложил в будущий урожай. Мужчина просто не может сидеть сложа руки, пока его поля будут зарастать сорняками.

Несколько другие заботы в семье Бабиев, которые уже хорошо знакомы корреспондентам «IPC-Південь». Когда мы виделись осенью 2023 года, глава семьи ремонтировал разрушенную россиянами летнюю кухню, собираясь там зимовать. Сейчас Бабии уже получили компенсацию за разрушенный дом, но восстанавливать его не спешат – говорят, опасаются возможных прилетов от россиян, хотя Белогорка и находится в нескольких десятках километров от линии фронта. Александр помогает местным фермерам разминировать их поля, поэтому имеет более или менее стабильный заработок. Дальше целью у них расширение хозяйства, в частности семья хочет заняться разведением уток и кур.

Родина Бабіїв на власному подвір’ї. Фото: “IPC-Південь”.

Александр и Екатерина Бабий остаются в Белогорке, однако для своих двух дочерей-школьниц хотят другого будущего. У них есть еще один разрушенный дом в этой же деревне, деньги из сертификата за который планируют инвестировать в будущее детей, приобретя им жилье в большом городе – например, в соседнем Кривом Роге.

Мы прощаемся с белогорцами, обещая вернуться летом, когда созреют первые арбузы. К тому времени жителей села станет больше, ведь, по словам местных, еще несколько семей должны вернуться домой. И, несмотря на то, что вместо большинства домов здесь должны появиться сады, местные уверены – Белогорка будет жить.