Обстрелы, холод и надежда: жизнь на херсонском Острове

19 февраля 2024, 09:54

Жительки херсонського «Острова» Тетяна та Ніна спілкуються у дворі свого будинку під час російського обстрілу, лютий 2024 р. Фото: investigator.org.ua.

За 15 месяцев с момента освобождения Херсона жизнь под постоянными обстрелами для населения микрорайона Корабел, или по-народному — «Остров», стала нормой. Люди здесь просыпаются под звуки российской канонады, слушают свист мин над головой, идя в магазины или занимаясь домашними делами, и впоследствии засыпают под аккомпанемент «Градов» и отвратительное жужжание «Шахедов».

Микрорайон Корабел начал развиваться в 70-х годах прошлого столетия вокруг крупных судостроительных предприятий. Один из них – завод «Паллада», входит в Концерн «Укроборонпром». До начала полномасштабного вторжения здесь производились плавучие причалы, пока и понтоны для Вооруженных Сил Украины. Это делает предприятие, как и весь микрорайон, приоритетной целью российской артиллерии. К тому же «Остров» действительно находится на острове под названием «Карантинный». Он является юго-западной окраиной Херсона. Соответственно, Корабел – наиболее приближенный к оккупированному россиянами левому берегу микрорайон города. Это делает его практически линией фронта.

Будинки на «Острові» після російських обстрілів, лютий 2024 р. Фото: investigator.org.ua.

Население на Острове осталось менее трети довоенного количества. Мало кто сюда возвращается, немногие, вернувшись, выдерживают хотя бы несколько дней. Район чуть ли не ближе находится к Днепру, так что из окон верхних этажей можно попытаться рассмотреть российские позиции. Уже второй год «островские» вынуждены зимовать без отопления, ведь теплотрассы наголову побиты обломками вражеских снарядов. Да есть и те, кто стоически переносит холода, выработав свои лайфхаки, как согреться.

«Грелись кто чем мог. Газом, обогревателями, ночью с бутылками горячими спим. Ничего – выжили. Это уже вторая зима у нас такая. Уже как-то втянулись», – рассказывает Людмила Михайловна, жительница микрорайона Корабел.

Людмила Михайлівна, жителька мікрорайону Корабел. Фото: investigator.org.ua.

Проблемы с электричеством тоже возникают постоянно. Иногда ее нет неделями, иногда месяцами. Причина аналогичная – россияне готовят по объектам критической инфраструктуры, а когда коммунальщики пытаются их отремонтировать, – обстреливают и самих коммунальщиков. Наибольшие проблемы Остров испытал и после подрыва россиянами дамбы Каховской ГЭС. Последствия затопления этого района украинские власти пытаются ликвидировать до сих пор.

«Как случаются прилеты – так выключают электричество. 29 декабря, как был прилет – так выключили свет, и 17 января включили», – сказала Людмила Михайловна.

Херсонські енергетики ремонтують лінії електропередач. Фото: investigator.org.ua.

Конечно, такой уровень «комфорта» выдерживают далеко не все. Большинство жителей этих домов выехали за пределы Херсона или в районы города, где есть отопление и куда долетает меньше российских снарядов. Те, с кем нам удалось пообщаться, чувствуют себя безопасно только дома. Корабел и другие части Херсона соединяют большой мост. Его местные пересекают очень редко.

«Мы редко когда уезжаем в город. Мы боимся туда ехать и вообще, когда уедешь, – думаешь, как бы сюда быстрее добраться», – говорит Татьяна, жительница микрорайона Корабел.

Некоторые островки так привыкли к постоянной канонаде, что выходит на улицу пообщаться с соседями, несмотря на плотные «прилеты» от россиян. Вот и Татьяна даже не шевельнулась, когда очередной снаряд разорвался в нескольких сотнях метров.

«Ну если мы здесь остались, нам нужно как-то выживать! За продуктами нужно пойти, или в супермаркет, или на базар. Водички нужно принести питьевой. Поэтому так как-то. Идем как-то через дворы, под домами», – рассказывает о своих буднях Галина, жительница микрорайона Корабел.

Будинки на «Острові» після російських обстрілів, лютий 2024 р. Фото: investigator.org.ua.

Пока мы разговаривали, обстрел усилился так, что его не выдерживают даже местные. Это значит, что на сегодняшний день их общение завершено. Наши спикеры расходятся по своим холодным квартирам, чтобы завтра утром снова выйти на улицу по своим делам, надеясь на удачу и Божью милость.

Но самое главное – херсонцы не теряют оптимизма. Они верят, что россияне рано или поздно вынуждены будут оставить свои позиции на левобережье, и тогда на Остров снова вместо взрывов и свиста мин вернутся звуки нормальной, мирной жизни.