Экспорт в так называемые «дружественные России страны» зерна, выращенного на оккупированной части Херсонской области, может начаться еще до конца 2024 года. Вывозить пшеницу россияне планируют через порты Крыма и Севастополя. С Крымского полуострова зерно должно попасть в семь стран, в том числе Индию и Китай.
Об этом сообщает агентство «IPC-Південь» со ссылкой на российские медиа.
Первая партия херсонского зерна, которую оккупанты собираются экспортировать в ближайшее время, будет вывезена через терминал «Авлита» (в российской юрисдикции – ООО «Авал»), который находится в Доковой бухте Севастополя и до 2018 года принадлежал к портовым активам украинского олигарха Рината Ахметова.
Организацией логистики перевалки зерна на экспорт занимается российское государственное предприятие «Херсонская зерновая компания» («ГУП «ХЗК»), незаконно созданное на ВОТ Херсонщины для легализации краденого зерна с целью дальнейшего экспорта в «дружественные страны» или вывоза в РФ.
«Для создания хаба Херсонщина провела переговоры с портами Крыма и Севастополя. Для экспорта первой партии продукции будет использоваться терминал «Авал». Туда зерно транспортируют по железной дороге. Все экспортные процессы должны быть отлажены до конца текущего года. В 2025 Херсонская область войдет уже с новыми договорами и планами. Продовольствие местных аграриев решили покупать дружественные страны», – рассказал в интервью российским журналистам директор «ХЗК», коллаборант Сергей Кива.
Говоря об объемах будущего экспорта из Херсонщины, Кива называет цифру в один миллион тонн пшеницы в год. В то же время россияне отмечают, что общий урожай этой культуры в 2024 году на левобережье области составил 1,3 миллиона тонн. То есть три четверти зерна, которые удалось собрать оккупантам в этом году, должны быть экспортированы через крымские порты. Хотя эта цифра может быть и значительно меньшей из-за проблем с логистикой, ведь россияне до сих пор не установили качественную железнодорожную связь между Крымом и левобережьем Херсонщины.
Через севастопольский зерновой терминал «Авлита» переваливается две трети зерна с оккупированных РФ территорий Украины. Однако до сих пор к московскому ООО «Авал», которое числится владельцем терминала, не применены никакие санкции. До 2018 года юрлицо имело другое название и украинскую юрисдикцию – ЧАО «Стивидорная компания «Авлита», а его бенефициаром до 2016 года был украинский олигарх Ринат Ахметов.
Как обнаружило расследование «Крутая перевалка» крымского «Центра журналистских расследований», портовые активы Рината Ахметова в Севастополе – ЧАО «Стивидорная компания «Авлита» с крупнейшим зерновым терминалом в Крыму и ООО «Морской индустриальный комплекс» с самым большим сухим доком в Севастополе году были переписаны на менеджеров кума олигарха – композитора Игоря Крутого.
В июле 2018 года, после серии публикаций ЦЖР, компании сменили название, юридический адрес и конечного владельца. У их основателей московских ООО «Авал» и «Ремкор» появился новый основной владелец – Группа компаний «Морские и нефтегазовые проекты», принадлежащая «Заводу Красное Сормово» (входит в состав холдинга «Объединенная судостроительная корпорация»).