Как Херсонщина готовится к зиме: интервью с Сергеем Ореховым, Максимом Кожемякой и Наталией Корниенко

30 ноября 2024, 12:10

Фото: скриншот с видео / "IPC-Південь".

Корреспонденты медиацентра «IPC-Південь» пообщались с заместителем председателя Херсонской МВА Сергеем Ореховым, председателем Калиновской громады Максимом Кожемякой и председателем Великоалександровской громады Наталией Корниенко и поговорили о подготовке к зиме города Херсон и отдельных громад области.

«IPC-Південь»: Определите, пожалуйста, общую ситуацию в Херсонской области — с какими вызовами сталкивается Херсонщина с наступлением отопительного сезона?

Сергей Орехов: Начнем, прежде всего, с того, что вся Украина видит, и херсонцы в том числе, что страна-агрессор прилагает очень много усилий для того, чтобы мы разрушились в нашей инженерной инфраструктуре. Мы считаем, что их усилия напрасны, потому что мы работали также и летом – мы готовили наши сети к отопительному сезону, и, согласно распоряжению начальника Городской военной администрации, 6 ноября 29024 был начат отопительный сезон и в этот же день начался пуск котельных. По технологии эта процедура запуска не о том, что одновременно все заработало и все дома сразу получили тепло, все проходит постепенно, согласно графику заполнения тепловых сетей и графику заполнения сетей внутри жилых домов.

Ориентировочно мы имеем 300 жилых домов, в которых запущена система, но каждый час ситуация меняется, каждый час новый дом подключается. В настоящее время запущена отопительная система во всех учреждениях здравоохранения, учебных заведениях, работающих в режиме. И мы надеемся, что враг не повлечет за собой никаких срывов отопительного сезона.

«IPC-Південь»: Скажите, участились ли вражеские удары по объектам критической инфраструктуры?

Сергей Орехов: Враг еще летом пытался разрушить наши тепловые сети и большинство разрушений у нас приходилось на внешние теплотрассы, которые, в том числе и летом, приходилось ремонтировать и восстанавливать, что несколько усложнило запуск теплоносителя в сети. Пока можно сказать, что котельные, которые имеют возможность запуска, находятся не так близко к линии столкновения, — они в работе, они запущены и тепло предоставляется в дома наших горожан.

Сергей Орехов, заместитель председателя Херсонской ГВА. Фото: скриншот с видео / «IPC-Південь».

«IPC-Південь»: Хватит ли сотрудников на ТЭЦ, например, ремонтников? Вы отметили, что многие страдают именно в сети. Есть ли люди, которые эти сети ремонтируют?

Сергей Орехов: Пока штата в коммунальных и других предприятиях недостаточно, поэтому я благодарен нашим работникам, которые выполняют свою работу. Можно сказать, что они вынуждены работать буквально за двоих, поскольку недоукомплектация штата составляет около 40%, и такая нехватка на всех предприятиях в городе Херсон, учитывая ситуацию с безопасностью. Но наши работники выполняют свою работу, несмотря ни на что, и выполняют ее качественно, за что я в очередной раз хочу их поблагодарить.

«IPC-Південь»: В этом году отопительный сезон только начался, было ли уже такое, что котельные исключались и херсонцы были без тепла именно из-за обстрелов россиян?

Сергей Орехов: Да, конечно. С начала полномасштабного вторжения россиян и с момента освобождения Херсона такие ситуации постоянно случаются и коммунальные предприятия, энергетики вынуждены прекращать свою работу, работу котельных для выполнения оперативных аварийно-восстановительных работ.

«IPC-Південь»: Есть ли районы в Херсоне, где в этом году будет сложно запустить отопление и есть ли районы, которые вообще будут без отопления?

Сергей Орехов: У нас сложная ситуация с отоплением перешла еще с прошлого отопительного сезона по району Нефтегавани, где полностью разрушены котельная и жилые дома, в которые подавался теплоноситель. Сейчас там нет жителей по причине постоянных обстрелов россиян и опасности, поэтому эта котельная не будет работать. К этому добавилось еще две котельные, работа которых также была приостановлена ​​в прошлом отопительном сезоне из-за того, что разрушены и дома уже не проживающих там горожан, а также разрушенное оборудование котельных. По понятным причинам я не буду называть адрес этих котельных.

Кроме того, усилилась агрессия войск РФ в прибрежных зонах – это восточная часть нашего города. Там есть некоторые обстоятельства, когда наши работники не могут выполнить ремонт тепловых сетей для того, чтобы пустить теплоснабжение людям. Это не только проблема по предприятиям теплоэнергетики, это проблема постоянных непонятных вражеских атак на работников энергетических служб, Херсонгаза, Водоканала и других.

Дома в районах, где из-за обстрелов россиян почти не осталось жителей. Фото: скриншот с видео / «IPC-Південь».

____________________________________________________________________________________

«IPC-Південь»: Расскажите, пожалуйста, подробнее о подготовке Калиновской громады к зимнему периоду. Что уже сделано, что планируется сделать и на каком этапе сейчас эта подготовка находится?

Максим Кожемяка: Как местные власти, как представители военной администрации, мы обеспечиваем и организовываем работу относительно того, чтобы население могло комфортно пройти эту зиму. Это осуществляется путем предоставления топливных брикетов, дров, а также обеспечением и проведением текущих ремонтов всех пострадавших в результате обстрелов россиян зданий. Эта работа не началась только осенью, она длится довольно долго – еще с весны. Также велись поиски помогающих организаций. И на сегодняшний день фактически уже не осталось людей, которые не могли бы проживать в своих домах из-за значительных повреждений, здания отремонтированы. Каждый житель громады будет обеспечен топливными материалами, каждый будет снабжен окнами и любыми строительными материалами, которые будут нуждаться в текущем ремонте дома.

На данный момент громаде помогают с обеспечением топливными материалами, дровами такие организации, как «ZOA», «Район №1». Они не остались в стороне, и мы не оставляем людей без возможности отопления зимой. Дело в том, что наша громада не газифицирована, поэтому это единственный вариант возобновить отопление и обеспечить необходимый топлив в зимний период. Кроме объектов частного сектора, есть также «Пункти незламності», работа которых начинается в октябре каждого года для того, чтобы, в случае возникновения каких-то критических ситуаций с электроснабжением, мы могли обеспечить население теплом, связью и возможностью для коммуникаций. В нашей громаде насчитывается восемь «Пунктів незламності», фактически в каждом населенном пункте. Они обеспечены Starlinkʼами, а также обеспечены дровами и просто комфортными условиями для пребывания людей, которые оказались в любых сложных жизненных ситуациях. Поскольку в 2022 году, когда было освобождение нашей громады, мы фактически находились в этих пунктах круглосуточно, в 2023 году уже было немного проще, потому что электроснабжение было восстановлено, а наша громада в целом не нуждается в слишком большом питании, поэтому у нас не было перебоев с светом, как это было в 2022 году, когда света вообще не было. В прошлом году было гораздо лучше, потому что ситуация была контролируемая и зима была не такой холодной.

Волонтеры разгружают древесину для отопления в Калиновской громаде. Фото: скриншот с видео / «IPC-Південь».

На сегодняшний день у нас самое главное, чтобы работали экстренные службы, и на базе коммунальных предприятий, скорее всего, должны работать «Пункти незламності», поскольку там есть отопление, есть техника, есть возможность обеспечить, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, выезд пожарной части для ликвидации последствий стихийного бедствия или других чрезвычайных ситуаций. Мы, конечно, будем надеяться, что такого не произойдет и работы этих экстренных служб мы не будем нуждаться.

С другой стороны, это работа, проводимая нашими специалистами совместно с международными организациями и волонтерами для обеспечения частных домов необходимыми строительными материалами. Потому что приобрести окна, двери – для наших жителей это сложно, и особенно для тех, кто потерял вообще все. Благодаря поддержке ряда организаций обеспечена возможность экстренных ремонтов, таких как замена окон, дверей, перекрытия крыш и т.д. Таких домов много, и в этом году хорошо отработали международные организации. Если в прошлом году я рассказывал о том, что поддержку оказывало государство, то в этом году уже присоединилась помощь международных партнеров – они видят каждый дом, нуждающийся в восстановлении, они видят, например, что это какая-то бабушка, которая живет одна, ей нужны окна, ей нужна крыша – и они обеспечивают всем необходимым. Таких людей, которые остались бы на улице, у нас нет. И даже если кто-то в затруднительном положении и потерял жилье сейчас или приехал из другого общества, то таких людей мы можем обеспечить.

_______________________________________________________________________________________

«IPC-Південь»: Скажите, пожалуйста, какие меры предпринимаются в Великоалександровской громаде и как громада готовится к прохождению зимнего периода?

Наталья Корниенко: На сегодняшний день привлечено очень много доноров, все доноры распределены по населенным пунктам по тем категориям, которые они определили. В целом по всей нашей громаде численность населения сегодня составляет 11,5 тысяч человек, для 2600 человек планируется обеспечение именно топливом. Отдельные доноры определились, что они будут выдавать наличные деньги (на приобретение топливных материалов – ред.), другие доноры будут выдавать топливные брикеты.

По состоянию на сегодняшний день уже обеспечено 60% населения, люди уже получают топливные брикеты и средства. Также идет регистрация по программе «Щедрик», а также онлайн регистрация Эстонского совета. Чтобы было понятно, по каким населенным пунктам какие именно доноры работают: село Нововасильевка обеспечивается организацией «Международная солидарность»; село Новодмитровка и Старосельский старостат – там работал Красный Крест, там выдавали и наличные деньги, и брикеты; по Великой Александровке у нас работает «Щедрик» и Красный Крест, жителям будут выданы наличные деньги; Малой Александровкой занимается Эстонский совет, там должны быть выданы дрова. Почему идет такое распределение между дровами и денежными средствами? Это зависит и от того, что люди сами выбирают, а также выбирает и сам донор. Я считаю, что положительным также является то, что у нас сегодня работает Великокопановское лесное хозяйство, они также имеют возможность еще помочь и доноры у них закупают топливные материалы, хотя в целом доноры, конечно, везут свои брикеты. Кроме того, мы оказываем помощь нашей коммунальной техникой в ​​разгрузке. Возвращаясь к донорским организациям, «Щедрик» отработал у нас в Трифоновском, Брускинском, Чкаловском старостатах — там уже прошла регистрация на выдачу наличных и люди уже получают средства.

Кроме упомянутых организаций, присоединились и оказали свою помощь наш херсонский благотворитель фонд «Support Kherson», они также помогают ВПЛ. Кроме жителей, нуждающихся в помощи в нашей громаде, учтены также и потребности ВПЛ.

«IPC-Південь»: Какое количество топливных материалов и какая сумма средств предоставляется на одно домохозяйство?

Наталья Корниенко: Что касается средств – на одно домохозяйство выделяется 700 долларов, по топливным материалам – идет выдача от 2 до 3 тонн, в зависимости от того, как определит сам донор.

«IPC-Південь»: Были ли какие-то проблемы в отопительном сезоне прошлого года?

Наталья Корниенко: Работы по подготовке к этому отопительному сезону в общине продолжались с сентября, с сентября фактически были определены доноры и они выбрали населенные пункты, которыми будут заниматься, были отработаны списки и заявления от людей. И если в прошлом году это было немного позже, в том числе и с донорами работа, чуть позже поступали средства и дрова, то в этом году, я считаю, что если сегодня 60% населения уже получили помощь и этот процесс продолжается, то до конца ноября все жители должны получить необходимую помощь для прохождения зимнего периода. И я считаю, что в этом году отопительный сезон не сорван, работа начата вовремя и с донорами, и в общинах, а также население хорошо отозвалось, своевременно оформило все необходимые документы. В этом году мы успешно вошли в отопительный сезон.