Проблемы с водой Крым испытывает все 10 лет оккупации. Главная водная артерия – Северо-Крымский канал – обеспечивала остров ценным ресурсом на 85% благодаря водам Днепра. После перекрытия канала в 2014 году и подрыва плотины Каховской ГЭС в 2023 оккупанты, не считаясь с экологическим вредом, пытаются решить проблему обезвоживания всеми известными способами. Пока безуспешно.
Об этом сообщает Центр журналистских расследований.
Оккупационные власти Крыма и Севастополя при поддержке строительных войск ВС РФ безмерно бурят скважины, меняют русла рек, заполняя водохранилища, ищут подземные воды Азову и проекты опреснения морской воды. Однако обеспечить бесперебойную поставку воды, как и ее качество, крымским «властным власти» не удается, поскольку пользователей с каждым днем все больше. Количество переехавших на оккупированный полуостров россиян и военного контингента РФ возросло не менее чем на миллион человек.
Лента новостей изобилует сообщениями об авариях на сетях водоснабжения Крыма в разных регионах полуострова. Сегодня авария оставила без воды несколько деревень под Симферополем. Более двух суток была обезвожена курортная Феодосия, где 5 августа из-за аварии на водоводе без водоснабжения остались 50 улиц. На следующий день авария произошла в соседней Керчи, оставив без воды более полутора тысяч абонентов. В июне прорыв коллектора лишил воды населенных пунктов Большой Ялты. Тогда из-за загрязнения морской воды закрыты пляжи на 30 километрах побережья. В июле авария лишила воды сразу пять районов полуострова. В мае целую неделю без воды сидели жители Евпатории.
При этом запасы воды в водохранилищах полуострова быстро сокращаются. За июнь, по данным оккупационного правительства, они уменьшились на 17 млн кубометров, за июль – еще на 16 млн. И сейчас составляют 142 млн кубов против 185 млн годом ранее. Добавляют проблемы оккупантам продолжительная жара и отсутствие осадков. Так что эксперты прогнозируют длительный вододефицит в ближайшие годы, поскольку количество воды упало ниже среднего показателя объемов наполнения водохранилищ Крыма, который равняется 183 млн кубометров.
Белогорское и Тайганское водохранилища опустели. Оттуда сбросили почти всю воду в реку Биюк-Карасу, чтобы наполнить ею русло части Северо-Крымского канала, поставляющего воду в юго-восточный Крым. Несколько лет назад потоки воды Биюк-Карасу, текущей с крымских гор и впадающих в залив Сиваш, развернули в обратном направлении и направили по каналу. Главный приток Биюк-Караса – река Танаса – сильно обмелел. Река Альма, питающая Партизанское водохранилище, пересохла.
Воды в Крыму хватит на 2,5 года в полном объеме. Симферополь сегодня практически воду из водохранилища не берет. Получаем практически 120 тысяч кубических метров из подводных источников”, – рапортовал недавно Аксенов.
Выкачка подземных вод в свою очередь опустошает ее запасы в почве. Мелеют и высыхают источники. Как следствие – пересолка почв и их деградация.
Аграриям Крыма урожаи даются все труднее. Ведь до 2014 сельское хозяйство Крыма почти полностью держалось на днепровской воде с Северо-Крымского канала. Подрыв дамбы Каховской ГЭС российскими военными в 2022 году ненадолго обеспечил снабжение водой каналом. Аксенов тогда с радостью объявил, что Крым отказывается от идеи создания опреснительных установок воды из Азовского моря, которые планировали использовать для поставки питьевой воды населению. Мол, запуск Северо-Крымского канала снял дефицит воды на полуострове и теперь дешевле организовать систему перекачки от канала, в отвод или в трубу. Однако после разрушения кафирами Каховской ГЭС вода в канале стремительно кончилась.
Когда благодаря нашей армии получили воду, посеяли рис на некоторых чеках, но после подрыва дамбы Каховской ГЭС урожай полностью погиб. <…>. В этом году мы на этом месте посеяли подсолнечник”, – рассказывал директор ООО “Днепровский” Сергей Романченко.
Несмотря на умиротворяющие заявления о водной самодостаточности Крыма, местные гауляйтеры не теряют надежды оживить Северо-Крымский канал. «Спикер» Константинов предлагал заполнить канал днепровской водой через систему насосов.
Вода, безусловно, в Крыму будет. Через Северо-Крымский канал она попадет либо через систему насосов, либо естественным стоком. А полную хозяйственную стратегию можно будет формировать по завершении СВО”, – говорил Константинов весной этого года.
Поэтому вода остается головной (простите за тавтологию) головной болью крымских коллаборантов у власти. Теперь они задумали возвести на полуострове два новых водохранилища.
“Одно из них будет расположено в Бахчисарайском районе – Мартовское, и будет снабжать ресурсом Большую Ялту. Солнечногорское водохранилище будет построено для обеспечения Алушты. А часть ныне работающего Лозовского карьера будет использована для самообеспечения Симферополя и близлежащих территорий. Инженерные поиски займут около полутора лет», – сообщал спикер “председателя Госкомводхоза Крыма” Роман Захаров.
Безумная застройка оккупированного Крыма, его милитаризация, перенаселение – все это также требует увеличения запасов водных ресурсов. А перегрузка дырявых коллекторов новыми пользователями чревата еще и эпидемиологическими проблемами.
Как сообщила прессслужба Представительства Президента Украины в АРК, в трех городах Крыма зафиксирована вспышка холеры.
«В Крыму в Симферополе, Джанкое и Феодосии зафиксирована вспышка заболевания холерой, которую оккупационная администрация пытается скрыть», — говорится в сообщении.
Отмечается, что вспышка болезни могла повлечь за собой прорыв коллектора в Феодосии, произошедший 3 июля, когда нечистоты полились прямо в море. Феодосийские пляжи тогда закрыли десять дней.
В Крыму заявление о холере никак не прокомментировали и не опровергли. В то же время, «Роспотребнадзор» в Крыму опубликовал неутешительные выводы мониторинга качества питьевой воды в Крыму и Севастополе.
В 16 городах и районах полуострова вода не соответствует нормативам санитарно-химических показателей.
«Пробы с отклонением от гигиенических нормативов в большинстве случаев зафиксированы по общей жесткости, минерализации, хлоридам, сульфатам, нитратам», – говорится в сообщении.
Такая опасная вода течет из кранов в Красноперекопске, Армянске, Евпатории, Судаке, Красноперекопском, Первомайском, Раздольненском, Советском, Джанкойском, Белогорском, Ленинском и Симферопольском районах. В других регионах, в частности в Симферополе и Керчи, питьевая вода не соответствует микробиологическим нормам.
Итак, вода в дефиците, а имеющаяся – опасна для использования.