«Случаи подрыва фермеров, к сожалению, до сих пор случаются…» Интервью с Дмитрием Юнусовым, директором Департамента сельского хозяйства Херсонской ОВА

25 июля 2024, 15:15

Корреспонденты медиацентра «IPC-Південь» пообщались с Дмитрием Юнусовым, директором Департамента сельского хозяйства Херсонской ОВА, и поговорили о процессе разминирования земель сельскохозяйственного назначения на правобережье Херсонщины, рисках и вызовах, с которыми сталкиваются аграрии региона, а также о дальнейших планах.

«IPC-Південь»: Начнем с вопроса разминирования земель сельскохозяйственного назначения. Сколько земель уже разминировано в этом году? Какие показатели в процентах от общего? Как вообще идет работа в этом направлении?

Дмитрий Юнусов: В настоящее время разминировано почти 290 тысяч гектаров земель сельскохозяйственного назначения на правобережье Херсонщины. Потенциально заминированным еще остается 230 тысяч гектаров. Если сравнить с прошлым годом, то в 2023 разминировано чуть более 140 тысяч гектаров. В этом году мы ставим перед собой весьма амбициозные планы: разминировать 249 тысяч гектаров, и уже 150 тысяч гектаров по этому плану выполнено. То есть, мы планируем выполнить этот план на 100% в этом году. Нам помогают более тысячи саперов, в основном это Государственная специализированная служба транспорта, ГСЧС также присоединились уже зимой 2023 года, уже после разминирования критической инфраструктуры – газовых сетей, электросетей, и уже сейчас они по полной работают в двух районах – Бериславском и Херсонском, и разминируют уже сельскохозяйственные поля кое-где вручную, кое-где с помощью механических средств. Работа в этом направлении кипит и идет полным ходом.

Сапери 808-ї ОБП розміновують Херсонщину. Фото: «IPC-Південь».

«IPC-Південь»: Какой именно процент земель сельскохозяйственного назначения разминирован?

Дмитрий Юнусов: Если в процентах, то на сегодняшний день 57% земель сельскохозяйственного назначения правобережья разминированы. И около 90% этих земель уже используются в сельскохозяйственных целях. Да, действительно существует такая проблема: земли, которые были плотно заминированы и где было очень много прилетов, где взрывались противотанковые мины – сейчас непригодны для использования. Аграрии проводят рекультивацию этих земель и после этого начинают засевать их.

Также существует проблема с урожайностью, прежде всего, из-за погодных условий, поскольку сейчас аномальная жара, а также качество почв, поскольку они два года не возделывались и зарастали сорняками. Для того, чтобы выйти на показатели урожайности культур, которые были в 2021 году, пройти все аграрные циклы, учитывая севообороты, нам понадобится около пяти лет. Тогда мы выйдем на показатели, имевшиеся до полномасштабного вторжения РФ.

«IPC-Південь»: С имеющимися темпами разминирования сколько еще нужно времени, чтобы очистить правобережье Херсонщины от взрывоопасных предметов?

Дмитрий Юнусов: По оптимистическим расчетам, мы планируем разминировать до конца следующего, 2025 года, полноценно используемые и используемые основные сельскохозяйственные земли. Одним из критериев для первоочередного разминирования есть возможность и готовность фермеров использовать эти земли. И такой способ показал свою эффективность, как когда саперы шли впереди, а за ними уже сразу шел трактор и дискировал сорняк после разминирования. Именно это и является основным критерием в процессе готовности к использованию земли. Потому что были также случаи, когда разминированные поля не использовались – либо нет фермеров, либо они уехали и земля не возделывается. И по документам земельный участок разминирован, но он зарастает сорняком и просто стоит. Если фермер возвращается, но мы знаем, что могли быть повторные «прилеты», или, возможно, какие-то диверсионные группы могли повторно заменять эти участки, поэтому очевидно, что такой участок необходимо будет еще раз, повторно обследовать и разминировать, а это расходование времени и ресурсов, поэтому главное сейчас – разминировать земли и сразу приступать к их использованию.

«IPC-Південь»: Вы отметили, что некоторые земли после разминирования непригодны для полноценного использования. Это из-за нарушения севооборота или вследствие загрязнения этих земель останками взрывоопасных предметов и химическими веществами из них?

Дмитрий Юнусов: Прежде всего это из-за собственного загрязнения взрывоопасными предметами и химическими веществами, которые остаются после взрывов, а также из-за того, что остается много воронок от взрывов. Эти воронки необходимо, в первую очередь, очистить от вредных элементов-загрязнителей, а затем уже провести рекультивацию, чтобы восстановить плодородный слой почвы для того, чтобы там в дальнейшем можно было выращивать зерно. Потому что есть случаи, когда фермеры засевали такие участки и можно было увидеть, что на тех местах, где были воронки, сельскохозяйственные культуры не растут.

Залишки сільгосптехніки, знищеної росіянами. Фото: «IPC-Південь».

«IPC-Південь»: Сколько фермеров в этом году пострадали от вражеских взрывоопасных предметов и какова общая цифра относительно пострадавших со времени освобождения правобережья Херсонщины?

Дмитрий Юнусов: Если говорить о пострадавших, можно разделить по годам. С момента освобождения правобережья Херсонщины в ноябре 2022 по 31 декабря 2023 на полях пострадали 32 и погибли 13 фермеров. С начала 2024 года и до 7 июля текущего года пострадали шесть человек, из которых пятеро ранены и один погибший. И, соответственно, всего 38 пострадавших и 14 погибших аграриев. То есть если сравнивать статистику, то пострадавших, к счастью, в целом стало гораздо меньше. Это, во-первых, благодаря разминированию земель. Во-вторых, благодаря проведению постоянных информационных кампаний, которые осуществляют и ГСЧС, и Областная военная администрация, и международные организации по разъяснению потенциальной опасности работы на участках, которые еще не обследованы и не разминированы, как лесопосадки. И такая разъяснительная работа приносит свои плоды, поэтому мы видим такую ​​статистику и уменьшение количества пострадавших. Но такие случаи, к сожалению, еще есть.

«IPC-Південь»: Скажите, а если, к примеру, фермер идет на риск и все же обрабатывает официально не разминированный участок земли, он несет за это какую-то ответственность или это чисто его личный риск?

Дмитрий Юнусов: Нет, это чисто личный риск для того или иного фермера, для его жизни и здоровья. И если аграрий все же рискует своей жизнью – это ее собственное право и выбор. Другой сложный вопрос, скажем так, это вопрос совести и ответственности, когда владелец хозяйства отправляет своего рабочего на обработку земли и тот подрывается. Здесь уже нарушены нравственные принципы. И я думаю, что рисковать чужой жизнью нельзя ни в коем случае, это не стоит никакой тонны зерна и никаких денег.

«IPC-Південь»: Сегодня сельское хозяйство на правобережье Херсонщины составляют в основном мелкие и средние фермерства или все же крупные компании, которые раньше здесь работали и возвращаются сейчас в бизнес?

Дмитрий Юнусов: В основном это средние хозяйства с банком в 500 гектаров и больше. Хотя есть и мелкие предприятия. Но, опять же, при планировании разминирования мы учитываем, прежде всего, земли, которые будут использоваться, и второй критерий – это именно экономическая составляющая, которая должна также быть в приоритете. Это разминирование угодий тех хозяйств, которые платят налоги, в которых работают люди, в которых много владельцев земельных паев, которым, в свою очередь, необходимо выплачивать арендную плату и готовы обрабатывать земли.

Мелкие фермерские хозяйства, так называемые «единоличники» — такая большая категория — ведь половина всех площадей сельхозземель у нас на правобережье Херсонщины — это земельные участки, принадлежащие единоличникам, которые не находятся в аренде и пользовании средних и крупных хозяйств. Они не платят столько налогов, поэтому такая категория попадает во вторую очередь на разминирование. Подводя итог, скажу, что мелкие фермерские хозяйства есть, но больше средних.

Что касается крупных хозяйств, то у нас крупнейший банк был в компании «ЮТС Агропродукт», однако пока у них есть земли и работают в Николаевской области, в Херсонской области у них было более 40 тысяч гектаров в аренде. Сейчас они только начинают работать, до этого они не работали у нас именно по причине заминирования земель, а также близкого расположения к линии столкновения.

Трактори херсонських фермерів працюють в полях. Фото: «IPC-Південь».

«IPC-Південь»: Есть ли случаи, когда крупные агрохолдинги или крупные землевладельцы нанимают частные компании для разминирования или все же здесь действует только государство?

Дмитрий Юнусов: Большинство земель разминировано именно с помощью государственных учреждений и операторов. Это ВСУ, ГОСТ, Национальная гвардия Украины, Национальная полиция Украины, ГСЧС, Территориальная оборона. Что касается использования коммерческого, частного разминирования, то с помощью таких официальных операторов у нас разминировались два хозяйства. И таким образом было разминировано почти 3 тысячи гектаров государственным предприятием «Укроборонсервис». Поскольку хозяйства тратили средства, не ожидали государственных учреждений и операторов, и я думаю, что они учли, что это экономически выгодно для них. Мы в свою очередь работали над механизмом компенсации этих расходов, когда предприятие уже заплатило средства и разминировало угодья. И это правильное решение, ведь коммерческие операторы очень быстро разминируют землю. Как показала практика, полторы тысячи гектаров хозяйства они разминировали буквально за три месяца, и фермеры уже начинали засевать землю в апреле-мае 2023 года. Приблизительная стоимость этого разминирования составила 5 тысяч гривен за гектар. Вопрос компенсации таким аграриям мы затронули еще в августе 2023 года на Конгрессе местных и региональных властей при президенте Украины. И уже на 2024 год мы получили Порядок компенсации за гуманитарное разминирование земель. Сначала был принят общий порядок компенсации нового разминирования, которое должно проводиться под эгидой Центра разминирования – бюджетного учреждения, созданного при Министерстве экономики Украины, через проведение тендеров на закупку услуг через систему Прозорро. И согласно этой программе предусмотрена компенсация 80% стоимости работ по разминированию, 20% стоимости этих работ должно оплатить хозяйство. Эта программа пока не работала у нас, поскольку там были прописаны моменты, которые она действует за пределами территории ведения активных боевых действий. Мы сразу предоставили свои предложения Министерству экономики, чтобы предусмотреть такие пункты, чтобы эта программа у нас работала. И, во-первых, на сегодняшний день уже внесены изменения в этот порядок и сейчас каждое хозяйство Херсонской области уже может рассчитывать на эту компенсацию. И во-вторых, предусмотрена компенсация за гуманитарное разминирование, проведенное до апреля 2024 года. Это официально. И упомянутые два предприятия, которые воспользовались этими услугами, уже подали две заявки, которые сейчас находятся в Центре гуманитарного разминирования на рассмотрении для выплаты компенсации стоимости самих работ по разминированию. Стоимость проводимого технического обследования не компенсируется, а компенсируются именно работы по разминированию.