Проведение итоговой аттестации для школьников Херсонской области. Интервью с Максимом Кирпенко, руководителем Херсонского регионального центра контроля качества образования

23 мая 2024, 12:38

Максим Кирпенко,

Корреспонденты медиацентра «IPC-Південь» пообщались с Максимом Кирпенко, руководителем Херсонского регионального центра контроля качества образования, и обсудили, какие формы итогового контроля знаний в этом году будут применяться к школьникам из Херсонщины, как в итоговой аттестации могут принять участие находящиеся за рубежом школьники. а также о том, смогут ли в итоговой аттестации принять участие школьники с оккупированных территорий Херсонской области.

«IPC-Південь»: Начнем с вопроса о внешнем тестировании. Как оно будет происходить на Херсонщине – на освобожденном правобережье нашей области и будет ли происходить на левобережье, смогут ли наши дети, которые учатся на оккупированных территориях в украинских школах онлайн, как-нибудь сдать эти тесты?

Максим Кирпенко: В настоящее время это не предусматривается ни процедурой, ни техническими возможностями. Даже на наших освобожденных территориях достаточно опасно организовывать подобные массовые мероприятия, потому что это потенциальная опасность как для организаторов, так и для детей – участников тестирования. Поэтому все те, кто регистрировался из учебных заведений Херсонской области, будут сдавать тестирование за пределами Херсонской области. Ближайшие пункты тестирования будут созданы в Николаевской, Днепропетровской, Одесской, Запорожской областях, то есть в тех регионах, где относительно условно безопасно сдавать эти экзамены. Также в некоторых пунктах предполагается сдача этих тестирований непосредственно в укрытиях.

«IPC-Південь»: То есть дети будут сдавать экзамены, но в других областях?

Максим Кирпенко: Совершенно верно.

«IPC-Південь»: Будет ли каким-то образом организован подвоз детей в указанные пункты? Как вообще детям добраться до пунктов тестирования?

Максим Кирпенко: В настоящее время уже размещены приглашения-пропуска в кабинетах участников Национального мультипредметного теста и наши участники уже знают, в какой из дней они будут сдавать тесты. Однако сейчас, опять же, из-за ситуации безопасности, мы не разглашаем конкретные даты тестирования, а также не разглашаем места расположения пунктов проведения тестирования для того, чтобы максимально обезопасить детей и организаторов этого процесса. И фактически мы говорим, что тестирование будет проходить во временном коридоре – основная сессия с 14 мая по 25 июня. Сколько сессий будет, в какие дни это будет происходить – мы это не разглашаем. Эту информацию дети получают непосредственно в своих кабинетах и они знают, что в конкретный день, на конкретный час, им нужно прибыть в конкретное учебное заведение, которое будет использоваться как пункт тестирования. Соответственно, они должны просчитать заранее, сколько им нужно времени, чтобы туда добраться. Возможно, выехать заранее, скажем, за день, остаться где-нибудь в отеле и переночевать, чтобы рано утром можно было спокойно добраться до пункта и отработать 4 часа.

Зруйнована росіянами школа на правобережжі Херсонщини. Фото: “IPC-Південь”.

«IPC-Південь»: Что касается количества предметов – осталось ли оно таким, как было, уменьшилось или увеличилось?

Максим Кирпенко: В текущем году увеличилось количество предметов для мультипредметного теста. В прошлом году у нас было отведено 3 часа, а в этом году время для прохождения тестирования увеличилось уже до 4 часов. Также тестирование будет разделено на два блока. В каждом из блоков по два предмета и каждый блок будет длиться по 120 минут. Соответственно, наш участник прибывает в пункт тестирования ориентировочно на 9:30, не позднее 9:30, все участники должны быть возле пунктов тестирования. С 9:30 до 9:50 осуществляется допуск детей к пунктам тестирования, они заходят в аудиторию и в 10 часов непосредственно начинается тестирование. Далее – организационные моменты и первый блок в 120 минут, 20 минут перерыва будет между блоками, детям можно взять с собой необходимые вещи – воду, что-нибудь поесть для того, чтобы между первым и вторым блоками иметь возможность подкрепиться.

Также, опять же, из-за потенциальных опасностей и вызовов, воздушных тревог и так далее, дети потенциально смогут спускаться в укрытие во время воздушных тревог, а в укрытиях довольно прохладно, поэтому можно позаботиться о том, чтобы взять верхнюю одежду, теплые вещи и т.д.

Некоторые пункты у нас будут работать непосредственно в укрытиях, некоторые будут спускаться к укрытиям в случае воздушной тревоги, и тестирование будет останавливаться и относиться к паузе, после отбоя воздушной тревоги дети будут возвращаться к аудиториям и продолжать работать.

«IPC-Південь»: Возвращаясь к теме левобережья. Дети, которые сейчас там проживают и не имеют физически никакой возможности уехать с тех территорий, чтобы присутствовать на тестировании, они не будут к нему допущены, так?

Максим Кирпенко: Да, к сожалению, у них нет такой возможности. В любом случае, даже если они сейчас не смогли зарегистрироваться в течение основного периода регистрации, у нас буквально сейчас начался дополнительный период регистрации, в том числе и для детей с оккупированных территорий. Но опять же этот алгоритм все равно предполагает необходимость выехать с оккупированных территорий. И хоть в дополнительную сессию, хоть в основную, но пройти очно непосредственно тестирование в пункте проведения Национального мультипредметного теста (НМТ). Поэтому здесь в любом случае необходимо присутствие ребенка на пункте тестирования.

Если дети не смогут уехать, в основную сессию, не в дополнительную, и пройти эти тестирования, как вариант у них еще остается возможность поступить в высшие учебные заведения через образовательные центры «Крым-Украина» и «Донбасс-Украина», которые у нас работали еще до полномасштабной войны. Алгоритм там вроде бы остался, как и в предыдущие годы, то есть дети на базе высших учебных заведений проходят небольшой объем экзаменов и таким образом могут стать студентами высших учебных заведений Украины. Но опять же детям нужно очно приезжать и участвовать во всех этих мероприятиях непосредственно на освобожденных и подконтрольных Украине территориях. Возможности для оккупированных территорий или дистанционно, или любым другим способом организовать и провести подобные мероприятия, к сожалению, нет. Мы не можем обеспечить ни безопасно эти моменты, ни проконтролировать их, мы не можем проконтролировать, насколько это честно и правильно произойдет. А здесь мы организовываем все в соответствии с процедурами, максимально приближенными к процедурам бумажного внешнего независимого оценивания, которое было до начала пандемии и полномасштабного вторжения РФ.

Реклама освітніх центрів “Крим-Україна”.

«IPC-Південь»: Если ребенок заканчивает в этом году одну из школ Херсонщины онлайн, но находится за границей, поскольку уехал, что делать таким детям? Нужно ли возвращаться в Украину для сдачи тестирования или же можно его сложить в том месте, где сейчас проживает ребенок?

Максим Кирпенко: У нас предусмотрен подобный механизм. И в 2022, 2023 и 2024 годах – фактически уже третий год, когда за рубежом будут также созданы пункты проведения Национального мультипредметного теста – временные экзаменационные центры на базе международных партнеров. Это на базе как разных учреждений общего среднего образования, так и университетов, общественных организаций. Очень разные по своей сути субъекты приобщаются к этой работе. У нас это и университеты, и, например, мы (Херсонский региональный центр контроля качества образования – ред.) также непосредственно вовлечены в эту работу и организуем тестирование, например, в Грузии, Азербайджане. То есть дети, которые находятся на временно оккупированных территориях Украины, в том числе и в Крыму, и зарегистрировались у нас в основной период, и у них есть планы выехать для сдачи тестирования НМТ в основную сессию в Тбилиси.

Алгоритм для детей с временно оккупированных территорий предусмотрен Министерством образования и Украины. Детям, которые учатся на оккупированных территориях, но дистанционно продолжают учиться в учебных заведениях Украины, – учебное заведение выдавало за подписью директора школы справку с подписью и печатью, о том, что ребенок действительно находится на оккупированной территории и дистанционно учится в этом заведении. По этим справкам с фотографиями, поскольку у детей нет физической возможности оформить оттуда ни паспорт гражданина Украины, ни идентификационный код, по которым мы осуществляли регистрацию, то учебное заведение предоставляло такую справку, подтверждало, что эти дети действительно находятся на оккупированной территории, и мы уже по этим справкам их регистрировали. И, соответственно, уже дальнейший алгоритм для этих детей – это в любом случае либо выезд за границу в пункты проведения тестирования, либо возвращение в Украину через Польшу или через Болгарию, Румынию и так далее.

За рубежом существует довольно широкая сеть пунктов проведения тестирования, то есть в Европе очень много пунктов проведения НМТ, а также в Турции, Грузии, Азербайджане. В Европе это начиная с Польши, стран Балтии, Португалии, Британских островов. плюс Канада и Соединенные Штаты – там тоже будут работать наши пункты тестирования.

«IPC-Південь»: То есть подытожим — дети, которые сейчас проживают на левобережье Херсонщины или в оккупированном Крыму, могут поехать и сдать тестирование, например, в Грузию или Турцию, а затем вернуться назад, так?

Максим Кирпенко: Да, это потенциально возможно.

«IPC-Південь»: Были ли по итогам аттестаций прошлых лет, после начала полномасштабного вторжения России, такие люди, которые выезжали из Крыма, чтобы пройти тестирование, например, в Грузии, и потом вернулись обратно?

Максим Кирпенко: Мы знаем, что в этом году есть дети, которые планируют это сделать. Возвращались ли дети раньше на свое место жительства и какова их дальнейшая судьба, мы не знаем. В этом году дети потенциально планируют. Мы непосредственно регистрировали нескольких детей, которые сейчас проживают либо в Крыму, либо на других оккупированных территориях, и они в этом году планируют уехать либо в Баку, либо в Тбилиси для сдачи этого теста.

«IPC-Південь»: В прошлом году были такие дети?

Максим Кирпенко: В прошлом году мы не занимались проведением тестирования в Тбилиси, и в Баку этим вопросом занимался Донецкий центр. В этом году нам передали эти пункты тестирования в наше оперативное управление и мы в этом работали с этими детьми и занимаемся указанными пунктами.

Пусті навчальні класи на правобережжі Херсонщини. Фото: “IPC-Південь”.

«IPC-Південь»: Если мы берем к примеру заграничные пункты для тестирования, то много ли было детей из Херсона, которые прибыли для того, чтобы пройти эти тесты?

Максим Кирпенко: Сложно их отследить. То есть даже если это условно выпускники текущего года, когда их регистрировали учебные заведения или предоставляли какую-то информацию, то есть те же упомянутые справки; учебные заведения в этом году предоставляли справку о том, что выпускник текущего года в 2024 году заканчивает получение полного общего среднего образования и, опять же, за подписью директора на фирменном бланке или просто заверенная соответствующим образом справка поступала, и мы имели около 2 тысяч детей , которые мы можем отследить, что это действительно выпускники текущего года. Но опять же, потому что сейчас дети учатся как очно, так и в смешанном формате, а также в дистанционном формате, мы не знаем, где эти дети физически находятся. То есть, они могут дистанционно учиться в херсонском заведении или в любом заведении Херсонской области, но находиться либо за границей, либо в других регионах Украины, поэтому в принципе достаточно их отследить.

Сейчас также, наверное, происходит перемещение этих детей, достаточно много детей выезжают из Украины, часть из них возвращается в Украину. Сейчас задают вопрос о том, как можно изменить место участия в тестировании. Участник может, пропустив сессию тестирования, в течение трех дней подать заявление для регистрации на дополнительную сессию. Вот это и есть алгоритм перенаправления с основной сессии на дополнительную, но не во всех странах будут работать пункты тестирования на дополнительную сессию. То есть, если на основную сессию эти страны дали нам разрешение и согласились сотрудничать, то на дополнительную сессию не во всех странах будут работать пункты тестирования на дополнительную сессию. Поэтому это ограничивает возможность этих детей, если они мигрируют по Европе к родителям, родственникам и т.д.

«IPC-Південь»: Где можно найти информацию о том, в каких странах будут открыты такие пункты тестирования?

Максим Кирпенко: Есть официальная информация на сайте Украинского центра контроля качества образования, а также на сайте Министерства образования и науки, это был Приказ Минобразования, которым утвержден перечень зарубежных пунктов тестирования, то есть стран, городов, где будут созданы эти пункты во время основной сессии, а также во время дополнительной. Несколько раз, кажется, один или два раза, вносились изменения в этот Приказ, так как сеть пунктов расширялась и добавлялись дополнительные города и места для участия детей в тестировании. Вся эта информация доступна на указанных сайтах – список стран и городов, где будут созданы временные экзаменационные центры в основную сессию и в дополнительную.

«IPC-Південь»: Есть ли сейчас какие-то предыдущие цифры, сколько детей из Херсона зарегистрировалось для прохождения этого тестирования?

Максим Кирпенко: Из Херсонщины – это выпускники текущего года, это около 2 тысяч участников – выпускников общеобразовательных учебных заведений Херсонской области, но где они сейчас находятся, мы не знаем. В Николаевской области в общей сложности на пунктах тестирования мы зарегистрировали около 7 тысяч – то есть это николаевцы плюс херсонцы в целом. Пока Николаев является определенным хабом для херсонцев и там сейчас очень много херсонцев находится – временно проживает. потенциально вот эти 7 тысяч, которые мы зарегистрировали в Николаевской области, какая-то часть – это херсонцы. Ориентировочно это более 2 тысяч херсонских выпускников текущего года, плюс также и какой-то процент выпускников прошлых лет, о которых мы также не можем сказать конкретно, сколько из них, будет проходить тестирование.