Проблемы соблюдения профессиональных стандартов и этических норм в крымских СМИ

Уважая право общества на объективную информацию, журналист обязан передавать достоверные и точные сведения, а также спектр мнений по тому или иному вопросу.

Это предусматривает соблюдение, в первую очередь, таких профессиональных стандартов журналистики, как достоверность, полнота информации, беспристрастность, сбалансированность.

Мониторинг СМИ, который проводили эксперты ОО «Ассоциации Свободных журналистов»,   с 25 марта по 23 апреля  выявил, что соблюдение баланса мнений при освещении важнейших событий в обществе  — наиболее часто встречающееся нарушение стандартов в крымских медиа (чуть больше 30 % проанализированных публикаций являются сбалансированными ). Подается в основном одна точка зрения, аргументы других сторон не приводятся или откровенно игнорируются. По международным критериям, такой подход трактуется как один из способов манипулирования общественным мнением, что и наблюдается в СМИ в течение всего периода проведения мониторинга. Эксперты выделили еще две слабые стороны в тех материалах, которые оценивались. Это нарушение стандартов полноты представленных фактов при раскрытии темы и отделение фактов от комментариев. Только в 62 % ( полнота информации) — 63 % ( отделение фактов от комментариев) оцененных публикаций эти стандарты были соблюдены. Хотя читатель должен иметь возможность различать статьи, содержащие изложение фактов, от материалов, выражающих чье-либо мнение или интерпретацию событий.

В ходе исследования было отмечено, что крымские журналисты лучше всего соблюдают принципы  достоверности (или ссылки на источники ) ( 98%) и точности в предоставлении конкретных данных ( 95%).

Часть оцененных материалов базовым стандартам все-таки отвечает (например, в «Крымской газете» в 8 публикациях из 29 полностью соблюдаются стандарты). Но есть большое количество публикаций, из которых  аудитория получает не достоверную информацию, а некое сочетание не всегда проверенных  фактов и личных оценочных суждений журналиста.

 Мониторинг скрытой  рекламы

Оцінено матеріалів

Політична джинса

Комерційна джинса

Всього «джинси»

% джинси

Неналежно марковані матеріали

% неналежно маркованих

Голос Крыма

28

0

0

0

0%

0

0%

Крымская правда

60

3

5

8

13%

4

7%

Республика

11

0

0

0

0%

0

0%

Крымский телеграф

38

0

0

0

0%

0

0%

Севастопольская газета

32

1

1

2

6%

0

0%

Крымская газета

61

2

1

3

5%

1

2%

Всього в друкованих виданнях:

230

6

7

13

6%

5

2%

 

 

 

Крым. Комментарии

60

0

1

1

2%

0

0%

Новый Севастополь

60

0

0

0

0%

0

0%

Всього в он-лайн виданнях:

120

0

1

1

1%

0

0%

Эксперты отмечают, что за период с 25 марта по 25 апреля  в СМИ Крым а и Севастополя было очень незначительное количество материалов с признаками заказных. – из 350 оцененных — 14. Эксперты объясняют это факторами политической и экономической неопределенности на полуострове.

«Крымская правда» и «Крымская газета» размещали на своих полосах нечетко маркированную рекламу  крымских отделений политических партий России; большинство коммерческих немаркированных и нечетко маркированных материалов составляет реклама банков, пришедших на полуостров, и обучающих семинаров по российскому законодательству ( 5 из 8).

СПРАВКА:

Мониторинг материалов печатных  и онлайн СМИ проводился с 25 марта по 23 апреля 2014 года в рамках проекта «Мониторинг нарушения профессиональных стандартов и этики – заказных материалов («джинсы») в СМИ Крыма и г.Севастополя»,  при финансовой поддержке ОО «Телекритика».

Оценивание каждого из материалов проводилось  по следующим критериям:

1) сбалансированность (освещение основных точек зрения);

2) оперативность

3) отделение фактов от комментариев;

4) точность и достоверность информации;

5) полнота информации.

Для мониторинга были выбраны 6 общественно-политических печатных СМИ и 2 онлайн-издания, которые формируют общественную мысль в Крыму: «Голос Крыма», «Крымская правда», «Крымский телеграф», «Республика», «Крымская газета», ««Севастопольская газета», «Крым.Комментарии», «Новый Севастополь».

Leave a comment

медиа-новости

все медиа-новости

Message from server: Gone. Check in YouTube if the id investigatorchannel belongs to a user. To locate the id of your user check the FAQ of the plugin.