Онлайн курс «История и теория медиа» от Higher School of Economics
Курс рассматривает развитие медиасистем в контексте развития обществ преимущественно с момента появления национальных государств в середине 2 тысячелетия н.э. до настоящего момента и демонстрирует роль, которую играют медиа в формировании национальных государств, капиталистической экономики и участия населения в политике.
Вторая часть курса посвящена рассмотрению теоретических подходов к изучению медиа и коммуникаций. Рассматриваются макросоциальные и микросоциальные теории медиа с точки зрения изучения медиаинститутов, сообщений медиа (материалов), каналов коммуникации и медиаэффектов. Разбираются различные методологии, используемые теориями медиа, демонстрируются способы применения этих методов.
Одно занятие будет состоять из нескольких видеолекций длиной около 12-15 минут каждая. В каждой из лекций будет 1-2 интерактивных вопроса. Помимо этого в качестве домашнего задания будут задаваться тестовые вопросы к каждой теме.
Кроме того, в конце курса слушатели должны будут выполнить задания по написанию эссе и проверять эссе друг друга по установленным критериям. Оценка за этот компонент и будет оценкой за экзамен.
Неделя первая: Представляются основные понятия сферы медиа: медиа, коммуникация, информация, масс-медиа, СМИ и СМК
Неделя вторая: Представлена основная логика развития обществ через изменения коммуникативных систем, медианосителей, методов контроля медиа
Неделя третья: На этой неделе мы совершим исторический экскурс в механизмы контроля и регулирования содержания массовых коммуникаций, начиная от средневековых цензурных уставов и статутов и заканчивая преимущественно конституционными принципами, регулирующими свободу слова.
Неделя четвертая: Эта неделя посвящена изучению социальной истории основных медианосителей и средств коммуникации. Мы рассмотрим различные системы письменности, материальные формы книги, электрические системы передачи информации (телеграф и телефон) и то, как это повлияло на социальные практики.
Неделя пятая: На этой неделе мы будем заниматься классификацией теорий медиа и обзором предметов исследования в различных теориях. После этого мы начнем разбирать три самых ранних группы теорий. Начнем с эмпирико-функционалистской группы теорий, которая занималась изучением эффектов и функций медиа в общественной жизни.
Неделя шестая: Второй основополагающей группой теорий была «Критическая теория», рассматривающая медиа как институты, воспроизводящие капитализм и социальную иерархию.
Неделя седьмая: Третьей основополагающей группой теорий является лингвистическая группа теорий, рассматривающая медиа через призму сообщений и текстов, которые они продуцируют.
Неделя восьмая: На этой неделе мы начнем рассматривать современные социальные теории медиа. И начнем с теории информационного и сетевого общества, а также идей медиадетерминизма Маклюэна и Инниса.
Неделя девятая: Здесь мы рассмотрим социальные теории, рассматривающие как медиапроцесс распространение и внедрение инноваций
Неделя десятая: В этой части курса будут рассмотрены микросоциальные теории, связанные с коммуникациями. Сюда относится этнометодология медиа, символический интеракционизм и т.д.
Неделя одиннадцатая: Здесь мы разберем социальные теории медиапотребления и Cultural Studies.
Неделя двенадцатая: В данном компоненте курса мы рассмотрим политэкономические современные медиатеории. В первую очередь проблему медиакапитала. Затем мы коснемся темы культурных и креативных индустрий с позиций представителей политической экономии массовых коммуникаций.
Продолжительность курса: 19 января — 19 апреля 2015 г.
Первые два теста необходимо выполнить до 30 января.