Google News Lab: в помощь медиа-энтузиастам

Интернет-корпорация Google запустила ресурс News Lab, который создан специально для помощи журналистам – как любителям, так и профессионалам. Кроме того, Google News Lab может помочь в создании редакции СМИ «с нуля». Для всего перечисленного предлагается целый ряд инструментов, которые смогут помочь как самостоятельно работающим журналистам, так и целым редакциям.

Проект Google News Lab начал свою работу 20 июня. В рамках этой инициативы Google собрал на одной площадке целый ряд запущенных в разное время инициатив в области гражданской журналистики, дополнив их функционалом своих поисковых, аналитических и рекламных инструментов. В итоге, по замыслу создателей, News Lab должен стать площадкой на стыке технологий и медиа-активизма – своего рода местом, где журналисты и редакторы смогут создавать медиа-индустрию нового типа.

Во главе проекта Google News Lab интернет-корпорация поставила бывшую руководительницу YouTube Оливию Ма – она отвечает за стратегию развития проекта и за оперативное руководство. Хотя должность директора занимает Стив Гроув (ранее заведовал отделом новостей и политики на Youtube). В своем блоге директор нового сервиса отметил, что миссия News Lab – «Это сотрудничество с предпринимателями и журналистами. Ведь только общими усилиями можно сделать средства массовой информации лучше». Всего сейчас в команде News Lab – десять человек.

Конечно, новый проект – это совсем не благотворительность: бизнес-расчет здесь проявляется очень даже отчетливо. В данном случае задача Google – стимулировать создание в Сети профессионального медиа-контента и онлайновых СМИ – то есть новых рекламных площадок. А это, в свою очередь, будет стимулировать спрос на рекламные инструменты Google.

Уже сейчас Google News Lab предоставляет своим пользователям доступ к коротким письменным и видеоурокам, массивам данных, а также тематическим исследованиям, в которых освещаются лучшие практики ведущих мировых изданий. То есть на первом этапе в проекте преобладает «образовательная» функция. И далее в рамках нового сервиса будут публиковаться советы и рекомендации о том, как информационные сайты и издания могут извлечь наибольшую выгоду, используя такие ресурсы интернет-гиганта, как Youtube, Карты, Fusion Tables и Earth to Search. А также о том, как с их помощью лучше организовать обратную связь с читателями.

Однако в целом концепция нового ресурса намного более обширна и амбициозна. На сайте News Lab представлены три основных блока. Первый – это Tools, он содержит основные инструменты для поиска тем и сбора фактической информации. То есть Tools объединяет инструменты, необходимые на этапе подготовки материала и сбора информации. Кроме того, в Tools присутствует подраздел Optimize, который позволяет пользователю (журналисту или редактору) анализировать реакцию аудитории на опубликованный материал с использованием системы Google Analytics, а также инструментов анализа аудитории от YouTube. Впрочем, пока все перечисленное реально эффективно разве что на территории США.

Второй блок – это сервис Google Trends, анализирующий поисковые запросы и всплески интереса к той или иной теме. В честь запуска News Lab сервис Google Trends был значительно обновлен и теперь способен отображать изменение трендов в поисковых запросах в режиме реального времени, а не за последние сутки, как это было раньше. Новая версия сервиса получила также новую главную страницу; также теперь можно использовать данный инструмент для определения самых «горячих тем» в YouTube и сервисе Google Новости. На сегодняшний день Google Trends работает в 28 странах, и руководство интернет-компании обещает расширить его географию в ближайшие несколько месяцев.

Третий блок – Programs – представляет собой набор ссылок на ресурсы по всему миру. Их немного, и это в основном проекты партнеров Google, или, как их называют на сайте, «самых инновационных организаций в средствах массовой информации».

Все перечисленные блоки при использовании их в совокупности позволят медиа-специалистам не только учиться, но и оперативно искать новые темы для материалов, собирать по ним факты, анализировать поисковые запросы по темам и отслеживать по ним уровень пользовательского интереса. После выхода готового материала авторы смогут анализировать реакцию аудитории на него при помощи Google Analytics и YouTube. То есть Google ненавязчиво настраивает работников медиа-отрасли на использование исключительно своих собственных онлайн-инструментов.

Параллельно с новым проектом компания запускает программу TechRaking. Она представляет собой целую серию тематических саммитов. На этих встречах специалисты Google и журналистский центр совместно будут работать над созданием новых методик получения информации и ведения расследований. Напомню также, что недавно на базе видеохостинга YouTube был запущен проект Newswire – канал, аккумулирующий видео, которые снимают журналисты-любители и просто владельцы смартфонов и портативных камер по всему миру. Контент проверяется на достоверность командой YouTube, после чего профессиональные журналисты могут использовать опубликованное видео в своих целях.

Пока что проект Google News Lab реализован только на английском языке, но, как отмечают создатели, в скором времени в базу будут добавлены другие языки. Однако уже сейчас понятно, что локализация подобного проекта не может быть ограничена исключительно переводом его контента на распространенные языки. Ведь в США, в Европе, в Юго-Восточной Азии, на постсоветском пространстве и других регионах местные медиа-реальности в корне различаются. Похоже, в Google это хорошо понимают. По словам Стива Гроува, News Lab является проектом глобального масштаба, и уже сейчас над его реализацией работают сразу несколько команд специалистов из разных стран (из США, Германии, Франции и Великобритании).

Конечно, дизайн Google News Lab кому-то покажется «противоречивым» (как мне, например). Но это уже вопрос субъективного восприятия. А вот его практическая ценность, с моей точки зрения, пока очевидна только для студентов журфака. Причем только для тех, кто действительно увлечен своей будущей профессией. Именно им будет полезно уже сейчас начать приобщаться к продвинутым западным медиа-практикам.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ, http://mediakritika.by/

Leave a comment

медиа-новости

все медиа-новости

Message from server: Gone. Check in YouTube if the id investigatorchannel belongs to a user. To locate the id of your user check the FAQ of the plugin.