Год без рекламы табака: прямых нарушений закона в Крыму не обнаружено

Год без рекламы табака: прямых нарушений закона в Крыму не обнаружено

Об этом свидетельствуют результаты мониторинга, который проводился Коалицией «Крым без табачного дыма» через год после вступления в силу Закона Украины №3778 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий». Этот закон полностью запрещает спонсорство, благотворительность и рекламу табачных изделий в местах продажи (гастрономах, киосках, супермаркетах), все маркетинговые мероприятия, молодежные вечеринки, во время которых бесплатно раздают сигареты. Закон также усиливает запрет рекламы на ТВ, радио, в Интернет и средствами наружной рекламы.

Волонтеры Коалиции проверили 116 торговых точек, где реализуются табачные изделия. В большинстве случаев рекламные постеры, плакаты и другая рекламная продукция исчезли из мест продажи. Тем не менее некоторые сигаретные витрины до сих пор призывно подмигивают покупателям праздничной подсветкой или демонстрируют отдельные марки сигарет на выделяющемся фоне.

Мониторинг проводился для того, чтобы оценить степень присутствия рекламы табачных изделий в местах их продажи через год после вступления в силу Закона о запрете рекламы. Для исследования были выбраны разные точки продажи сигарет: супермаркеты, киоски, минимаркеты/магазины. Мониторинг проводился в шести крымских городах (Симферополь, Феодосия, Джанкой, Бахчисарай, Керчь, Ялта).

«В целом, закон в его нынешней редакции исполняется, – комментирует результаты мониторинга Ирина Амелина, пресс-секретарь Коалиции «Крым без табачного дыма». – Но в то же время табачные компании используют тот факт, что нет четкого определения термина «стимулирование продаж». Поэтому витрины светятся, красиво и привлекательно выглядят, а пачки сигарет, выложенные фигурно, по сути заменяют собой рекламу. Промоутеры как работали, так и продолжают работать, называясь теперь «консультантами». Оштрафовать за это нельзя или практически нельзя, но следует помнить главную цель запрета: снизить уровень потребления табачных изделий среди подростков. Подмигивающие витрины продолжают привлекать, а значит эффективность закона снижается».

По результатам мониторинга в шести городах, 100% точек продажи убрали прямую рекламу сигарет из витрин и прикассовых зон. По сравнению с предыдущим мониторингом, который проводился Коалицией «Крым без табачного дыма» в октябре прошлого года, эта цифра не изменилась. Однако, по наблюдениям общественников, в значительно мере усилилась изобретательность табачных компаний, которые находят все новые возможности обходить законодательство. Сейчас внимание покупателей привлекают:

·   специальное оборудование и дисплеи;

·  специальная выкладка сигарет на ярком/цветном фоне в рамках, боксах, панно и т.д.;

·   яркие наклейки с ценой и/или торговые аксессуары с изображением табачных брэндов и т.д.;

·  «консультанты» возле мест продажи, которые «информируют» покупателей о новых видах сигарет.

«В связи с этим становится очевидной необходимо внесения изменений в Закон, которые бы запретили особую выкладку сигарет, – утверждает Ирина Амелина. – Таким образом можно полностью обеспечить запрет стимулирования продаж. Подобная мера одобрена в России и начинает там действовать с июня 2014 года. Запрет выкладки сигаретных пачек также является одним из требований Рамочной конвенции по борьбе с табаком, которую Украина ратифицировала в 2006 году».

Запрет рекламы табака – мера, направленная, прежде всего, на защиту подростков. Это подтверждено десятками исследований, в том числе и самих табачных компаний. Реклама делает сигареты более привлекательными, она нужна не для тех, кто курит, поскольку они уже определились в своих предпочтениях. Реклама нацелена, в первую очередь, на начинающих курильщиков, а это в подавляющем своем большинстве – подростки до 18 лет. Курение должно перестать быть социально приемлемым и привлекательным. Сигареты – не просто товар, они убивают до половины своих потребителей. Поддерживая запрет рекламы табака, мы действуем в защиту здоровой и процветающей нации.

 ДЛЯ СПРАВКИ:

16 сентября 2012 года вступил в силу закон № 3778-IV о запрете рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий. Отныне в Украине запрещена не только реклама на радио, телевидении, в печатных СМИ и на наружных рекламных носителях, но и в сети Интернет, в магазинах и киосках, а также спонсорство и стимулирование продаж табачных изделий.

Trackback from your site.

Leave a comment

медиа-новости

все медиа-новости

Message from server: Gone. Check in YouTube if the id investigatorchannel belongs to a user. To locate the id of your user check the FAQ of the plugin.